Мастер-класс по кудринской резьбе. Ларец «Райский сад»
Предлагаю вашему вниманию традиционную русскую резьбу по дереву. Зародилась она в глубинах Подмосковья в деревне Кудрино в конце 19 века.
Придумал её талантливый крестьянин Ворносков В.П. В детстве он обучался в столярной мастерской у Поленовой Е. и Мамонтовой Е. в усадьбе Абрамцево. Отсюда и название — ворносковская, абрамцево-кудринская, сокращенно — кудринка. Изделия с этой резьбой прославляли Россию на выставках в Париже в начале 20 века и получала золотые и серебрянные медали.
Со временем кудринская резьба претерпела изменения, стала более декорированной, с ярко выраженными композиционными особеностями. Известно два вида кудринской резьбы: с выборным фоном и с подушечным фоном. Сейчас появился ещё один вид — ковровый. Это когда узор заполняет всю поверхность, без фона — как ковёр.
Для своего мастер-класса я (автор) выбрала ларец, как характерное для русской культуры изделие для хранения. Кудринская резьба — корвовая, как парча покрывает ларец.
Ларец выполненын из древесины липы, самой подходящей для кудринской резьбы. Рисунок для резьба проработан заранее на бумаге в натуральную величину и перенесен на поверхность ларца.
Для выполнения кудринской резьбы используются полукруглые стамески. Колличество от 5 штук и более. У старых мастеров набор стамесок доходил до 50 штук. Все стамески для кудринки затачиваются «ногтём», то есть затачиваются не только кромки, но и прилегающие края.
Полукруглае стамески бывают: крутае — для резьбы «головок польчиков» и лепестков цветов и пологие — для резьбы «ножек пальчиков» и листочков. Помимо полукруглых стамесок используется нож-резак или богородский нож.
Процесс резьбы делится на этапы: наколка, подрезка, снятие кромки и нанесение порезок.
Наколка выполняется только полукруглыми стамесками. Начинают наколку с головок пальчиков крутой полукруглой стамеской, подходящей по диаметру. Стамеску вертикально вонзают в древесину, слегка покручивая, прорезая волокна и боковыми кромками стамески. Затем под углом срубают фаски этой же стамеской с одной и другой стороны от реза.
Затем берётся другого диаметра стамеска и делается наколка других дугообразных линий. Итак, до тех пор, пока все округлые линии не будут выполнены.
Подрезка выполняется в основном резаком. Подрезается фон, уточняется линия узора. При необходимости делаются трехгранные порезки. После подрезки орнамент должен бать цельным — всё должно быть вырезанно.
Снятие кромки выполняется резаком. Срезается кромка с граней узора. Грани смягчаются, заоваливаются. Чем больше количество граней на узоре, тем интересние резьба выглядет.
Нанесение порезок — завершающий и самый ответственный этап. Выполняется как резаком, так и, при необходимости, полукруглыми стамесками. Стамесками делаются полукруглые насечки. Резаком выполняется сетка, жилки у листочков, складочки на лепесточках у цветов и др.
Завершается работа над резьбой — отделкой. Для кудринской резьбы она не сложная. но с особеностями. Перед отделкой изделие вышкуривается от загрязнений во время работы над резьбой. Затем покрывается морилкой. Лучше использовать водяную морилку, она не дает разводы. Потом изделие опять вышкуривается для выявления орнамента. Теперь можно и лаком покрыть. Лак любой — подойдет и нитролак, и аквалак, и какой есть под рукой.
Придумал её талантливый крестьянин Ворносков В.П. В детстве он обучался в столярной мастерской у Поленовой Е. и Мамонтовой Е. в усадьбе Абрамцево. Отсюда и название — ворносковская, абрамцево-кудринская, сокращенно — кудринка. Изделия с этой резьбой прославляли Россию на выставках в Париже в начале 20 века и получала золотые и серебрянные медали.
Со временем кудринская резьба претерпела изменения, стала более декорированной, с ярко выраженными композиционными особеностями. Известно два вида кудринской резьбы: с выборным фоном и с подушечным фоном. Сейчас появился ещё один вид — ковровый. Это когда узор заполняет всю поверхность, без фона — как ковёр.
Для своего мастер-класса я (автор) выбрала ларец, как характерное для русской культуры изделие для хранения. Кудринская резьба — корвовая, как парча покрывает ларец.
Ларец выполненын из древесины липы, самой подходящей для кудринской резьбы. Рисунок для резьба проработан заранее на бумаге в натуральную величину и перенесен на поверхность ларца.
Для выполнения кудринской резьбы используются полукруглые стамески. Колличество от 5 штук и более. У старых мастеров набор стамесок доходил до 50 штук. Все стамески для кудринки затачиваются «ногтём», то есть затачиваются не только кромки, но и прилегающие края.
Полукруглае стамески бывают: крутае — для резьбы «головок польчиков» и лепестков цветов и пологие — для резьбы «ножек пальчиков» и листочков. Помимо полукруглых стамесок используется нож-резак или богородский нож.
Процесс резьбы делится на этапы: наколка, подрезка, снятие кромки и нанесение порезок.
Наколка выполняется только полукруглыми стамесками. Начинают наколку с головок пальчиков крутой полукруглой стамеской, подходящей по диаметру. Стамеску вертикально вонзают в древесину, слегка покручивая, прорезая волокна и боковыми кромками стамески. Затем под углом срубают фаски этой же стамеской с одной и другой стороны от реза.
Затем берётся другого диаметра стамеска и делается наколка других дугообразных линий. Итак, до тех пор, пока все округлые линии не будут выполнены.
Подрезка выполняется в основном резаком. Подрезается фон, уточняется линия узора. При необходимости делаются трехгранные порезки. После подрезки орнамент должен бать цельным — всё должно быть вырезанно.
Снятие кромки выполняется резаком. Срезается кромка с граней узора. Грани смягчаются, заоваливаются. Чем больше количество граней на узоре, тем интересние резьба выглядет.
Нанесение порезок — завершающий и самый ответственный этап. Выполняется как резаком, так и, при необходимости, полукруглыми стамесками. Стамесками делаются полукруглые насечки. Резаком выполняется сетка, жилки у листочков, складочки на лепесточках у цветов и др.
Завершается работа над резьбой — отделкой. Для кудринской резьбы она не сложная. но с особеностями. Перед отделкой изделие вышкуривается от загрязнений во время работы над резьбой. Затем покрывается морилкой. Лучше использовать водяную морилку, она не дает разводы. Потом изделие опять вышкуривается для выявления орнамента. Теперь можно и лаком покрыть. Лак любой — подойдет и нитролак, и аквалак, и какой есть под рукой.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.