Художница, которая взялась за кисть в 69 лет

История украинской художницы Полины Райко — удивительный пример того, что как бы тяжела и трагична не была жизнь, нужно научиться находить в ней смысл, и что никогда не поздно начать все с чистого листа.


Женщина начала заниматься живописью в преклонном возрасте. И это увлечение не только помогло ей найти себя в жизненной круговерти, но и принесло ей поддержку многих почитателей её таланта.


Полина Андреевна Райко.

Райко Пелагея (Полина) Андреевна (в девичестве Солдатова) — украинская художница из города Цюрупинска, что под Херсоном, работавшая в стиле наивного искусства. Имя этой женщины, начавшей свою творческую карьеру в 69 лет, стоит в одном ряду с таким украинскими художницами как Мария Примаченко, Татьяна Пата, Ганна Собачко-Шостак.
Вся жизнь художницы пропитана трагедиями и испытаниями. Совсем юной Полина была угнана в Германию, поэтому война всегда была для нее горьким воспоминанием и болью. Вернувшись из Германии домой, вышла замуж и родила двоих детей – дочь и сына. В 1954 году семья Райко построила на новом участке около реки собственный домик. Жили весьма скромно, держали свой огород да получали колхозные трудодни. Сейчас сложно сказать, взяла бы Полина Андреевна в руки кисть и краски, если бы не жестокие удары судьбы.


Живопись Полины Райко.

В 1994 в семью Полины Андреевны пришла беда: в автокатастрофе погибла дочь Алена, оставив своему мужу двоих сыновей – внуков Полины Андреевны. Через год умер муж Николай, а еще через пару лет сын Сергей попал в исправительную колонию. Нельзя сказать, что последнее сильно огорчило старую женщину, ибо спившийся сын почти разгромил дом, пропил всё, что хоть немного было ценным, даже кабель электросети.

Живопись Полины Райко.

Первые живописные композиции на стенах дома Полины Райко появились, когда Сергей отбывал срок в исправительной колонии. Оставшись одна, одинокая женщина решила привести в порядок разгромленный дом. «Все равно нужно было подмазывать и подкрашивать стены, — вспоминала Полина Андреевна, — вот и думаю, дай-ка попробую что-нибудь нарисую, что б душе было веселее».

Живопись Полины Райко.

Однако радость не приходила: каждый новый рисунок рождался со слезами на глазах: «Чтоб не плакать, я начала петь. Стою на столе, рисую и пою: дом-то пустой. Соседи думали, что с ума сошла, но рисунки многим нравились".

Живопись Полины Райко.

Живопись Полины Райко.

Надежда на то, что сын, вернувшись из колонии, осознает свою вину и начнет вести нормальный образ жизни, сразу же рухнула: с возвращением Сергея погромы в доме возобновились, мало того, он даже несколько раз наносил старенькой матери ножевые ранения. Жизнь Полины Андреевны постоянно была под угрозой и страшно подумать, чем бы это все кончилось, если бы ни его цирроз печени. Похоронив сына, осталась она совсем одна, внуки не особо-то вспоминали о старушке. И снова взялась за кисть и краски художница.

Живопись Полины Райко."

Живопись Полины Райко.

Днем бабушка Райко подрабатывала, где могла, ведь пенсия совсем маленькая и та уходила на самые дешевые пентафталевые эмалевые краски. Ну а по ночам включала электрическую лампочку, закрывала окна ставнями и творила свое самобытное искусство.

Живопись Полины Райко.

За четыре года расписала Полина Андреевна все стены и потолки своего дома и летней кухни, заборы, калитки, ворота, даже памятники мужу и сыну на местном кладбище, используя христианскую, советскую и языческую символики — все которые знала.

Муж Николай. Живопись Полины Райко.

А делала свои композиции Полина Андреевна на биографические сюжеты. Вот муж — горький пьяница, которого «усадила» Полина в лодку, «дала» в руки кобзу, а рядом «расставила» бутылки с алкоголем — чтобы наконец-то напился.

Полина и Николай Райко на фото.

А здесь они на фото с мужем после свадьбы, когда казалось, что лучшее в их жизни еще впереди… А ниже тот же сюжет в росписи на стене дома Полины.

Полина и Николай Райко. Живопись Полины Райко.

А вот три сестры Полины с букетами цветов и с крыльями ангелов, которых изобразила сидящих на молодых месяцах.

Четыре сестры. Живопись Полины Райко.

А в правой части композиции художница изобразила себя.

Сын и дочь с ангелом хранителем. Живопись Полины Райко.

А вот и сын с дочкой, совсем еще дети, под охраной ангела-хранителя. Не смогла уберечь своих детей на этом свете, так пусть хоть на том сбережет их Всевышний, решила Полина.
Расписывая стены родного дома, Полина Андреевна отдыхала душой от мук и страданий и плакала над своей горькой долей, слезами очищая ее от переживаний и недобрых дум.

«Автопортрет», 2004, подзеркальник, эмаль, 125х24. Живопись Полины Райко (1927-2004).

Последней работой 76-летней Райко был автопортрет, написанный на тыльной стороне зеркала. Видимо потому, что все стены в доме были уже записаны рисунками… А может предчувствие своего конца побудило Райко на такой шаг.
Мы привыкли ассоциировать искусство с максимально точным копированием окружающего мира, а свою живопись самобытная художница пропускала через себя, а ее рука отражала гармонию этого мира уже в ее видении. Полина Андрееввна, не имевшая абсолютно никакого художественного образования, свою неожиданную тягу к живописи называла Божьим даром за все беды и страдания, выпавшие на ее долю.

Полина Андреевна проводит экскурсию по собственному дому.

Постепенно скромная усадьба Полины Райко превратилась в место паломничества. За несколько лет ее посетили множество журналистов, любителей искусства, туристов. Издание альбома её творчества планировалось ещё при её жизни, но, к сожалению, в начале 2004 года Полины Райко умерла.

Живопись Полины Райко.

После смерти художницы общественные активисты и художники начали кампанию за сохранение ее необыкновенного дома, так как наследники не очень были озабочены этим. В итоге его выкупила канадская семья, планирующая создать в доме Райко музей. Но пока это только планы.

Дом Полины Райко.

На сегодняшний день достопримечательность сохраняется благодаря усилиям активистов Херсона, по их просьбе за домом ухаживают местные женщины. Но время неумолимо, и в доме начали трескаться стены, шелушиться краска. Вопрос сохранения оригинальных росписей дома остается открытым.
« Деревянные портреты от Айвэна Тамблвида
Невероятные шедевры из бумаги »
  • +13

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
Браво очумелым ручкам.
+2
Вся прелесть человеческого творения в его индивидуальности! Мир огромен и в нем много прекрасного…